План  работы педагога – психолога МБОУ «Краснохолмская сош №1» Н.Г Тутаковой на 2021 – 2022 учебный год

Скачать

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • систематически отслеживать психолого – педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создать специальные социально – психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления деятельности психолога:

Диагностико – коррекционная (развивающая) работа – выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

  • изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
  • разработка рекомендаций, программы коррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

  • разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
  • выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

 

Организационно – методическая работа 

Планируемые мероприятия Сроки проведения Планируемый результат.Примечание.
1 Изучение нормативной документации В течение года Осведомленность в области психологических знаний
2 Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний В течение года Предупреждение возможных психолого – педагогических проблем
3 Участие в семинарах, конференциях, родительских собраниях В течение года Повышение уровня профессиональной компетентности
4 Создание «методической копилки» В течение года Формирование и развитие психолого – педагогической компетентности участников образовательного процесса
5 Подбор психологического инструментария (тестов) В течение года Составление диагностического стандарта по возрастам и по основным направлениям

Диагностическая работа 

Планируемые мероприятия Объект деятельности Сроки Планируемый результат.Примечание
1 Диагностика адаптационного периода у учащихся 1-х классовДиагностика адаптационного периода у учащихся 5 –х классовДиагностика адаптационного периода у учащихся 10 –х классов Уч-ся 1 классовУч-ся 5 классовУч-ся 10 классов 1 этап: сентябрь – октябрь2 этап: январь-февраль Исследование причин нарушения обучения и воспитания, совершенствование предупреждения трудностей в учебе и межличностных отношениях, формирование адекватной самооценки по результатам проведенных исследований. Сохранение и укрепление психофизического здоровья.
2 Изучение личностных УУД Учащиеся 5-8 классов В течение года Оценка сформированности личностных УУД
3 Тестирование на раннее выявление употребления наркотических веществ Учащиеся 5-11 классов Сентябрь-ноябрь Профилактика употребления наркотических веществ
4 Анкетирование и тестирование учащихся по раннему выявлению безнадзорности, преступности и правонарушений:1.     Анкетирование по выявлению личностных качеств2.     Тестирование по выявлению склонностей к правонарушениям Родители и учащиеся, находящиеся в группе риска В течение года Профилактика безнадзорности, преступности и правонарушений в семьях
5 Выявление детей «Группы риска» методом наблюдения Уч-ся 1-11 классов В течение года Выявление девиантных форм поведения и личностных особенностей, формирование групп коррекции.
6 Выявление одарённых детей Уч-ся 1-11 классов   Создание условий для оптимального развития одарённых и способных детей
7 Мониторинг готовности к обучению в школе. Будущие первоклассники Апрель-Май Выявление уровня готовности детей к обучению в школе.
8 Диагностика личностных особенностей учащихся (по запросу педагогов и родителей) Уч-ся 1-11 кл. В течение года Оказание индивидуальной помощи по результатам диагностики.

Коррекционно-развивающая работа 

Планируемые мероприятия Объект деятельности Сроки Планируемый результат. Примечание
1 Индивидуальные занятия  с детьми ОВЗ и ЗПР. Уч-ся, находящиеся на индивидуальном обучении В течение года (1 или 2 раза в неделю) Формирование механизмов эмоциональной регуляции поведения. Развитие мыслительных операций и т.д
2 Индивидуальная работа с учащимися «группы риска». Занятия по формированию поведения в разных ситуациях. Уч-ся «группы риска» В течение года Коррекция и развитие необходимых личностных качеств; коррекция психологических причин нарушений межличностных отношений.
3 Индивидуальная работа с детьми, имеющими соматические заболевания Учащиеся 1-11 кл. В течение года Обучение приёмам релаксации и стрессоустойчивости
4 Индивидуальная работа с детьми, имеющими различные расстройства поведения (по заявлению родителей) Учащиеся 1-11 кл. В течение года Коррекция негативного поведения, развитие личностных качеств
5 Работа с одарёнными детьми. 1-11 классы В течение года Развитие познавательной активности и творческих способностей
6 Развивающие занятия для первоклассников, имеющих трудности в обучении и в адаптации к школе (по запросу педагогов и родителей). Уч-ся 1 классов Второе полугодие Преодоление трудностей в обучении и адаптации к школе учащихся 1 классов
7 Развивающие занятия для учащихся 5 классов, имеющих трудности в обучении и адаптации к школе (по запросу педагогов и родителей). Уч-ся 5 классов Второе полугодие Развитие навыков, необходимых для успешной адаптациик школе учащихся 5 классов.
8 Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию интеллектуальных качеств и коррекции поведения Уч-ся 9,11 классов (по запросу классных руководителей или родителей) В течение года Развитие отдельных качеств личности, способностей, познавательных процессов с целью ускорения процесса формирования личности. Коррекция и преодоление недостатков развития отдельных качеств.

Профилактическая работа

Планируемые мероприятия Объект деятельности Сроки Планируемый результат. Примечание
1 Проведение тематических классных часов Уч-ся 1-11 классов В течение года (по запросу классных руководителей) Формирование коммуникативных навыков, развитие умения находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
2 Групповые индивидуальные беседы с детьми «группы риска». Совместная с социальным педагогом работа по профилактике правонарушений среди подростков по плану школы. Уч-ся «группы риска» В течение года Формирование культуры самопознания как основы успешной социализации личности в коллективе, акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
3 Индивидуальные беседы с родителями. Родители В течение года(по запросам) Повышение педагогической компетентности родителей.
4 Участие в заседаниях Совета по профилактике правонарушений и преступлений. Обучающиеся, педагоги, родители В течение года Оказание детям     психологической  поддержки, коррекция поведения.
5 Оказание помощи учителям в плане профилактики поведения учащихся. Педагоги В течение года (по запросам) Оказание детям     психологической  поддержки, коррекция поведения.
6 Оказание помощи администрации школы и учителям в подготовке вопросов на ПМПК г. Тверь. Педагоги В течение года Оказание детям     психологической  поддержки, коррекция поведения.
7 Развивающие занятия по профилактике экзаменационного стресса (физические и психологические признаки).Занятия по формированию навыков самоконтроля. Уч-ся 9,11 классов Второе полугодие Профилактика экзаменационного стресса: психологическое сопровождение выпускников на этапе подготовки к экзаменам 9 и 11 классы. Обучение приемам саморегуляции: физические упражнения, аутотренинг.

Консультативная и просветительская работа

Планируемые мероприятия Объект деятельности Сроки Планируемый результат. Примечание
1 Проведение консультаций для учащихся, педагогов, родителей по вопросам педагогического общения, проблемам семейного воспитания, семейных взаимоотношений, адаптации, выбора будущей профессии, конструктивного взаимодействия, трудностей в обучении. Педагоги, родители, обучающиеся В течение года(по обращению) Оказание психологической помощи учащимся, педагогам, родителям. Вовлечение в учебно-воспитательный процесс родительской общественности, повышение психологической культуры всех субъектов образовательного процесса.
2 Тематические классные часы Уч-ся 1-11 классов В течение года (по запросу классных руководителей) Психологическое просвещение и поддержка школьников.
3 Консультирование учащихся по проблемам жизнеустройства и самоопределения Уч-ся 9,11 кл. В течение года (по обращению) Помощь уч-ся в определении проф.деятельности.
4 Выступления на общешкольных и классных родительских собраниях. Родители В течение года Повышение педагогической компетентности родителей
5 Индивидуальные и групповые консультации с родителями по выбору профильных предметов (по запросу) Родители уч-ся 9 классов Февраль-март Оказание психолого-педагогической помощи родителям по оптимальной поддержке детей в выборе профильных предметов
6 Консультации для родителей «Готовность ребенка к обучению в школе» Родители будущих первоклассников Март-май Оказание психолого-педагогической помощи родителям по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.